Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

О сказках ракров

  • Пани Барбара
  • Пани Барбара аватар
  • легенда
  • спасибо: 1533
Архаичная сказка не знает морали. Она не притча и не басня, чтобы обрезать свои же живые побеги.

Сказка не знает оправданий и объяснений. Она лишь говорит, что выросло из брошенного зерна.

Сказка не знает намерений, надежд и ожиданий. Она лишь говорит, по какой дороге отправился путник.

Сказка не знает хэппи-энда. Она лишь говорит о смерти и изменении.

Сказка не знает оценки. Она лишь говорит, что будет, если завладеть котлом великана, упасть в яму подземных гырков или стать вороной-оборотнем.

Ракры не толкуют свои сказки. Они их рассказывают.
#1 14 июнь 2012 22:33
  • Пани Барбара
  • Пани Барбара аватар
  • легенда
  • спасибо: 1533
Лысая шкура

По ту сторону ночи, за лесом и холмами, стоял один посёлок. Однажды Хет принёс к нему мор, передохла вся скотина. Собрались жители посёлка, говорить стали:
– Что нам делать? Голодать будем, не на что нам теперь даже у дальних соседей скотину купить.

Тогда одна женщина взяла своего сына, мальчика со шрамами на щеках, и отправилась в холмы. Девять дней её не было. Вернулась без ребёнка, привела оленя с золотыми рогами. Сказала:
– Я пожертвовала сына Хозяйке Подземья, она мне оленя дала. Где топнет копытом этот олень – там самородок золота остаётся.
Тут олень топнул ногой, и на земле появился кусок золота.

Поставили жители селения железную клетку возле самого дома той женщины, завели туда оленя, сказали:
– Вот твой дворец, лучший из лучших. Ты будешь здесь жить. А если почаще ногой топать будешь, то и яства тебе будем приносить самые царские!
Стал олень биться в клетке, бодать её рогами. Не сломал клетку, только рога погнул, отвалились они наконец у него. Люди сказали:
– Зачем ты себе рога сломал, глупый! У тебя же теперь голова болеть и будет. А нам придётся тебе новые рога делать. Ты лучше ногой топай – копыта не отвалятся.
Сделали ему новые рога из мягкого дерева, слюдой покрасили, к голове привязали. Стал олень ногой тогда топать. Как топнет – золото появляется.

Собрали люди золото. Накупили скота, зерна, вещей всяких у соседей. Сеять-растить не стали: зачем с полями-скотиной возиться, когда золото каждый день под окном появляется? А женщина, приведшая оленя, большой пучпык над дверью повесила, и все её уважать стали.
Приносили оленю еду: корзины с кыпликами, какими не жалко. Говорили:
– Вот твоя еда, лучшая из лучших!
Стал олень кыплики есть. Похудел, шерсть выпадать у него стала; шкура чесалась, пытался он её о клетку тереть. Сказали люди:
– Зачем ты себе всю шерсть о стены обдираешь, глупый? Нам придётся тебе новую шерсть теперь делать, Лысая Шкура!
И они покрыли оленя ковром, чтобы спрятать его бока. Стал тогда Лысая Шкура бешено копытом бить, золото из земли выколачивать. Так бил, что сломал себе наконец ногу.

Видят люди – нет больше с оленя проку. Тогда вывели они его из клетки и прочь в лес выгнали. Поковылял он в сторону Подземья - встретил старую рикру по дороге.
– Хочешь, я тебя вылечу, и тебе незачем будет идти в Подземье? – спросила рикра.
Олень только прочь шарахнулся.
– Если хочешь идти в Подземье – иди, – сказала рикра. – Согласишься хотя бы на шею вот это надеть?
Показала Лысой Шкуре шнурок с каменной звёздочкой. Дался олень; надела на него шнурок рикра и своей дорогой пошла. А Лысая Шкура доковылял на трёх ногах ко входу в Подземье, затрубил. Вышла ему навстречу хозяйка Подземья, вынесла на подносе два плода:
– Выбирай, какой из них съесть. Один вылечит твоё тело, тогда я заберу тебя к себе в Подземье. Второй отравит и убьёт тебя, тогда я заберу твои рога и шкуру, прибью их на стену.
Обнюхал Лысая шкура плоды: один пах горько, другой сладко. Схватил он зубами горький плод, съел его. Тут же яд побежал по его телу, упал он мёртвым. Взяла хозяйка Подземья ковёр, которым олень был покрыт, взяла деревянные рога, с ними в свои владения ушла.

А мёртвый олень превратился в мальчика со шрамами на щеках. Загорелась на шее у него каменная звёздочка. Пришла на свет старая рикра, плеснула ребёнку на лицо воды. Открыл тот глаза, рикра его спросила:
– Теперь ты достаточно умер?
– Да, я достаточно умер.
С этими словами он встал и медленно-медленно захромал по тёмной дороге, прочь от селения и Подхолмья, в совсем другие края.(с)
#2 14 июнь 2012 22:34
  • Пани Барбара
  • Пани Барбара аватар
  • легенда
  • спасибо: 1533
меня не столько сказка заинтересовала, сколько разговор позже, послесловие автора, так сказать..
это я вчера нарвалась на чудесный ЖЖ (ссылку кину позже)

продолжение.. может кому интересно станет как и мне

Об изобилии, которого нет

Коль скоро желающие получить ответ на вопрос вот здесь стали подтягиваться в комменты, я изложу уж тут ответ постом. Один раз, наверное, можно.

Вопрос был такой:

Почему даже при изобилии нужно морить единственный источник этого изобилия голодом?

Вот первая часть ответа:

Представьте себе, что вы живёте там, где живёте и примерно так, как живёте. И вот в один прекрасный день у вас настаёт АБЗАЦ. Что такое абзац – сами прикиньте: может, уволили вас с работы и ограбили на все сбережения; может, все домашние свалились с неизлечимыми болезнями, от которых быстро не умирают, а годами остаются лежачими и беспомощными; может, пальцы вам поотрывало, которыми вы средства на жизнь по клавиатуре наклацываете/детали обтачиваете… много чего плохого на свете бывает.
Мало того, беда не только у вас, но и у соседа Васи, и у соседки Манюши (подставьте своих соседей – но только тех, которые вам симпатичны и с которыми вы правда регулярно общаетесь). Может, без работы весь завод в связи с закрытием; может, эпидемия у вас чего неизлечимого. То есть вам даже денег занять не у кого, потому что ни у кого нет, и помощи просить смысла мало, потому что плохо вообще всем.

Итак,у вас этот абзац. Тут к вам соседка Манюша прибегает и говорит: я тут такое достала! Деньги сами потом в руки приплывают, прям из ниоткуда! И лекарства в соседней аптеке нужные появляются! И даже рамы оконные на сдачу наконец починить можно! Вы к ней тыркаетесь – что ж там такое? И она показывает вам в своём чулане чудотворную икону, или волшебное изображение Лакшми (деньги на 8-й день! Проверено!), или чудесный кошелёк, который каждый лень на рассвете наполняется деньгами, или денежную жабу из нефрита, у которой изо рта монеты появляются.

Хорошо же? Да зашибись! Собирай урожай и пользуйся!

А теперь представьте, что денежная жаба не из нефрита, а, допустим, живая. И деньги она будет приносить лично вам, только пока вы её держите взаперти в чулане и не пущаете в родные болота. Или ещё хуже: в чулане заперта Юленька Невезучева, студентка 4 курса педвуза города Ухряпинска, со стрижкой каре и потёкшей косметикой, отобранным мобильником и конспектом по общей социологии, с полным офигением на лице. Да-да, это она вам каждый день будет выплакивать из глаз сто долларов. Но вам они достанутся, только если вы её не выпустите. Иначе, как вы понимаете, она найдёт себе занятие получше, чем сидеть и плакать в вашем чулане. И показывать её посторонним стрёмно как-то... с соседкой Манюшей вы всегда договоритесь, но люди ж всякие бывают.

Как себя чувствуете? Кем себя в зеркале видите? Что из УК вспоминается?

Так вот, вы можете не поверить, но тем другим, кто додумывается выжимать по сто долларов в день из загнанного в ловушку человека, тоже неуютно. Очень. Они же каждый раз при виде него будут сталкиваться с фактом, что она хочет не в чулане сидеть, а дома; что ей надо не три раза по куску хлеба в день, а в ресторан с Вадиком (он приглашал!); что ей хочется на концерт «Дракони»; что у неё планы на жизнь, вообще-то!

Неприятная ситуация, крайне. Но люди, чтобы избежать взрыва своего родного мозга, находят в ней простой выход.

Объявляют человека волшебным кошельком. Т.е. назначают его предметом, объектом. И человека там как бы и нет. Вы всегда можете сказать, что педвузы, Вадики, «Дракони» эти, про которых вы вообще в жизни не слышали и слышать не собираетесь – это всё фигня, а про Ухряпинск она вообще придумывает. И нечего на пустом месте всё усложнять: на, вот тебе кусок хлеба, стандартные полбуханки, как положено – за это ты должна нам сто долларов. Это же нефритовая жаба/чудотворная икона, ей положено.

Сделать этот фокус вполне возможно. Вас же правда не волнует этот вышеупомянутый Вадик? Тем более – работа учительницей младших классов в Ухряпинске? Ну вот, вы уже и сами знаете, что всё это фигня! Следующий шаг – проигнорировать мнение самой Юленьки, не слушать, отталкивать, отрицать… а это полностью снимает (для вас!) всякие вопросы о том, что ей чего-то надо. Ну, помимо того, что вы согласны и готовы предоставить обычному кожаному кошельку. То есть - необходимое техобслуживание. В общем-то, это практически всё, на месте Юленьки для вас теперь есть только источник ресурса. Который даёт вам сто долларов в день, что и требовалось.

Нет, так делают не все. Куча народу хотя бы догадывается про возможный приход полиции и статью. А многие даже накрепко отработали навык систематического различения других людей и кошельков на ножках, и теперь упорно не хотят их путать.

А некоторые объявляют-таки Юленьку кошельком на ножках. Но всё, что могло бы быть хорошим уходом/грамотным техобслуживанием для предмета, никогда не окажется даже приблизительно годным для Юленьки. И для любого другого человека оно тоже не подойдёт, как бы ни был этот человек инструментально полезен для владельца чулана. Потребностей базовых человеческих оно не перекроет даже наполовину, даже случайно.

Однако даже и «грамотного техосблуживания» такие источники ресурса тоже обычно не получают. По второй, более хитрой причине.
#3 14 июнь 2012 22:58
  • Пани Барбара
  • Пани Барбара аватар
  • легенда
  • спасибо: 1533
Об изобилии, которого нет-2.

В предыдущем посте по теме в комментах уже накидали идей по поводу того, почему с ценным (казалось бы!) инструментом при наличии ресурса на уход обращаются так плохо. Идей, между прочим, в том числе очень дельных и верных.

Но я с чуть другой стороны зайду, чем комментаторы, потому что есть ещё один весьма любопытный аспект. А вообще ВСЕ люди со своими вещами своими хорошо обращаются? С инструментами в том числе?


Ценность вещи-инструмента для человека – штука хитрая. Она связана:
- не только со стоимостью/сложностью приобретения или создания его. Хотя человеку , конечно, есть разница, взял он свой простенький рабочий комп у проапгрейдившегося приятеля, чтобы ваять там в бесплатном текстовом редакторе - или же выложил из своего кармана кучу денег за большой монитор и пакет лицензионных дизайнерских программ.
- не только со способностью давать хороший результат/доход. Хотя если одним банкоматом люди пользуются, а стоящий невдалеке стабильно игнорируют – то смысл банку вообще оставлять там второй и тратиться на его обслуживание?
Ещё оно связано с собственностью: с правом на результат деятельности и с правом на владение инструментом (большой привет Марксу!). Раб не ценит свою лопату-кирку - с какой стати её беречь, если всё равно всё сделанное принадлежит не ему? Если он изыщет способ от неё избавиться, выиграв на этом возможность поспать хотя бы (но так, чтобы его за это не били) будьте уверены: у лопаты очень плохие перспективы.

Она увязана ещё и на личную симпатию к той деятельности, для которой инструмент используется. Те, кого дома шантажом и угрозами заставляли заниматься в музыкалке, потом пианино чаще всего ненавидят. И если человек дальше в жизни всё равно оказывается вынужден зарабатывать хотя бы и тапёрством, о пианино он заботиться не станет. Не то, чтобы он к нему с молотком ночью подкрадываться будет – а вот просто так само так получится, что инструмент расстроится, клавиши западут, а потом ему внутрь случайноь цветочную вазу воды выльют. При этом тапёр, вообще говоря, может зарабатывать прилично – на глубокую ненависть это не повлияет. И этот случай гораздо меньше отличается от предыдущего, чем кажется на первый взгляд.

А ещё она увязана на самооценку самого человека. Поскольку собственность – это такая важная часть себя, внешняя, но тем более существенная, чем больше её роль в жизни. Ваша одежда – это немножко вы сами, ваша квартира – это немножко вы сами. Если вы знаете, что вы – урод и лузер, которому ещё в детстве мама обещала зону в качестве места карьеры, смысл вам озадачиваться качеством и чистотой того аппарата, в котором вы в подвале гоните палёную водку? Да они и так сильно лучше, чем могли бы быть! Обратите внимание: с палёной водки вы при этом можете иметь очень большие барыши, но ни на вашу заботу об аппарате, ни на ваше ощущение собственного благополучия это не повлияет. При этом для вас лично всё будет нормально и в принципе чисто, а критерии СЭС вам в такой жизни как-то бессмысленны и неактуальны. Это - вариант того самого «кормим тебя лучшей едой, какая на свете бывает».

Теперь смотрим случай с главным героем истории про Юленьку.
- Что там у него с правом на результат деятельности и владение инструментом? (УК читали не все, но большинство про его содержание хотя бы догадывается; роль молчаливого халявщика, помогающего скрывать преступление - слабое "право")
- Что там с симпатией к деятельности? (вся деятельность, напоминаю, состоит в содержании живого существа в заключении и выбивании из него того, что оно не подписывалось отдавать)
- Что у него с самооценкой?

Здесь учитывать надо отнюдь не только моральную оценку собственной текущей деятельности. Надо учитывать обязательно ту ситуацию, которая привела к такой отчаянной нужде во внешнем ресурсе. Там будет отнюдь не только «я сволочь» - там непременно будет «я не могу (без пальцев) даже себе на жизнь зарабатывать» или «я не могу защитить своих близких и помочь им". Ничего так самооценка вырисовывается?

На это «не могу» обратите внимание. Оно там очень не зря.
#4 14 июнь 2012 23:00
  • Пани Барбара
  • Пани Барбара аватар
  • легенда
  • спасибо: 1533
Изобилие, которого нет-3

В продолжение предыдущих двух постов.

Когда у человека - любого homo sapiens из любых времён и мест - всё в порядке, когда он благополучен, он штатно занят прокручиванием следующего цикла:

Заниматься ценной/значимой деятельностью – произвести/добыть при помощи неё ресурс – конвертировать этот ресурс в потребляемый – съесть/употребить этот новый ресурс – переварить съеденное/авторизовать результат – заняться деятельностью снова.

Неважно, будет ли это охотник, валящий мамонта, конвертирующий его в ресурс типа «жареное мясо» для себя и ресурс типа «сладкие корешки» по бартеру с собирателями, а потом питающийся всем этим.
Или это будет программист, производящий ресурс типа «пользовательские приложения под Windows», обменивающий их на промежуточный ресурс «деньги» и далее – на кофе, пиццу и возможность жить в двухкомнатной квартире. Которыми впоследствии и наслаждается.



Если развалить ЛЮБОЙ из элементов схемы, она посыплется вся. Если его испортить – она тоже испортится вся, и каждый следующий этап будет весьма низкокачественным. И если «не могу», лежащее в основе беды героев предыдущих постов, оказывается «не могу (сам) заниматься ресурсопорождающей деятельностью» - то не сможет потом человек ни толком съесть полученный ресурс, ни переварить/авторизовать результат. И если "не могу" окажется "не могу принять и авторизовать, что же я наделал-то" - любой произведённый или наконвертированный ресурс будет ядом или фальшивкой.

Такой ресурс очень трудно применить на запуск нового функционального цикла. Не выходит пустить в выгодное дело Юленькины доллары; не выйдет купить на добытое оленем золото посевного зерна и вовремя его посеять.

К предыдущему посту был ещё хороший коммент от [info]_zvery_, я его здесь прямо в посте процитирую, в два приёма:
про это "не могу" - ага, не может и собственно и не будет. вот как-то так сложится, что сколько бы долларов Юленька Невезучева не выплакивала бы в день, потрачены они будут на что угодно, кроме затыкания дыры. они не уйдут на жизнь и на защиту и помощь близким, иначе говоря, они будут просраны.

Такой ресурс может быть:
- выброшен в никуда (хотя бы и в реку, в тот же Рейн, но потерянный кошелёк тоже сгодится)
- спрятан в виде клада (считайте, что ресурса нет)
-проеден неудобным и бездарным образом (купить подгнивших кыпликов на всю сумму и сожрать из принципа)
- проигран в казино/на бирже, отдан мошенникам
- переплавлен в пучпык (смотрите, у меня всё хорошо! Уважайте меня!)
- потрачен на благотворительность (обычно – такого типа, как в историях по этому тэгу).

И да, любая благодарность источнику ресурса будет того же качества и осмысленности, что и всё остальное в схеме. Это – уже напрямую к тому вопросу, который был задан в комментах и послужил истоком этого троепостия. Именно поэтому те, кто после ухода на грошовую пенсию не нашёл себе дела и убился об ощущение своей ненужности и беспомощности, яростно выклёвывают мозг окружающим, и в первую очередь – кормящим их родственникам. Именно поэтому, если дефектна схема и идея проекта – с работающими в нём сотрудниками, являющимися источником ресурса, будут обращаться, как вот в этих постах рассказано.

А про макросоциальный уровень я тут не буду, ладно? ;)

И далее, от [info]_zvery_:
патамушта права на результат применения инструмента (Юленьки) нет.
да, кстати, ровно поэтому нет никакой возможности договориться с Юленькой, что вот досюда она плачет, а потом гуляет и все довольны, ей просто всегда придется поплакать немножечко еще чуть чуть.


Ну что, кто-то ещё верит, что «олень не испортится от того, что немного постучит копытом»?
#5 14 июнь 2012 23:01
  • Пани Барбара
  • Пани Барбара аватар
  • легенда
  • спасибо: 1533
источник
сказка и справа по стрелке П.С. на тему изобилия
#6 14 июнь 2012 23:03
  • Пани Барбара
  • Пани Барбара аватар
  • легенда
  • спасибо: 1533
комменты также рекомендую почитать
#7 14 июнь 2012 23:04
  • Пани Барбара
  • Пани Барбара аватар
  • легенда
  • спасибо: 1533
+ мне нравится стиль написания)
#8 14 июнь 2012 23:10
  • deFaucon
  • deFaucon аватар
  • гуру
  • спасибо: 35
Пани Барбара. прочитала первую сказку...
ракры, явно, употребляли
#9 15 июнь 2012 09:21
  • Gretchen
  • Gretchen аватар
  • легенда
  • спасибо: 36
9 )))))))))
Замудрено очень. И что эта за Юля Невезучева?
Вот если скажем голод, мор, нет урожая - да, предки наши практиковали "вызывание дождя", есть языческие божества, есть "демоны", их как-то "задабривали" и т.д. При чем тут держать кого-то в несвободе и этот кто-то приносит какой-то профит...Не по моим мозгам эта история...
#10 15 июнь 2012 09:33
  • Пани Барбара
  • Пани Барбара аватар
  • легенда
  • спасибо: 1533
не понравилось?)
а мне очень)

Gretchen, речь про избранного козла отпущения)
#11 15 июнь 2012 10:13
  • deFaucon
  • deFaucon аватар
  • гуру
  • спасибо: 35
Пани Барбара. "речь про избранного козла отпущения) "
можешь своими словами про козлов отпушения?
что это за люди и почему тебе важна эта тема?
#12 15 июнь 2012 10:23
  • Пани Барбара
  • Пани Барбара аватар
  • легенда
  • спасибо: 1533
deFaucon, а зачем?
#13 15 июнь 2012 10:24
  • deFaucon
  • deFaucon аватар
  • гуру
  • спасибо: 35
Пани Барбара. ну, не хочешь - не говори :-)
ну зачем-то ты тему завела эту, наверное, что-то хотела донести...
#14 15 июнь 2012 10:27
  • Пани Барбара
  • Пани Барбара аватар
  • легенда
  • спасибо: 1533
deFaucon, когда мне нравится материал, я им кидаюсь, вдруг еще кому надо, независимо моё за ним или нет)
мне понравились рассуждения про инструмент изобилия, ты читала или только сказку?
#15 15 июнь 2012 10:32
  • deFaucon
  • deFaucon аватар
  • гуру
  • спасибо: 35
Пани Барбара. Нет, но, видимо, речь о том, что к инстументу изобилия относятся без нужного уважения, и даже наоборот, на него направляется вся агрессивная мощь облагодетельствованного?
#16 15 июнь 2012 10:40
  • Пани Барбара
  • Пани Барбара аватар
  • легенда
  • спасибо: 1533
deFaucon, халява всегда обезцененна, т.к. она халява)
#17 15 июнь 2012 10:46
  • deFaucon
  • deFaucon аватар
  • гуру
  • спасибо: 35
Пани Барбара. "халява всегда обезцененна, т.к. она халява) "
нет, т.к. это отношения, где халява - это образ всемогущеи и вседающем материнской груди, а контрагент, соответственно, беспомошный младенец... а какую благодарность можно ждать от 2 месячного (психически, пусть он физически уже под 2 метра ростом)? :-)
#18 15 июнь 2012 10:52
  • deFaucon
  • deFaucon аватар
  • гуру
  • спасибо: 35
так речь об этом (в смысле инстумента изобилия?)
#19 15 июнь 2012 10:53
  • Пани Барбара
  • Пани Барбара аватар
  • легенда
  • спасибо: 1533
deFaucon, речь у каждого своя, почитай)
я в труд
#20 15 июнь 2012 11:01
  • deFaucon
  • deFaucon аватар
  • гуру
  • спасибо: 35
Пани Барбара. "речь у каждого своя, почитай)"
много букв... серьезно...
оформленную мысль можно высказать коротко и... ее просто пересказать :-)
#21 15 июнь 2012 11:09
  • Пани Барбара
  • Пани Барбара аватар
  • легенда
  • спасибо: 1533
deFaucon, не настроена - извини
#22 15 июнь 2012 11:09
  • deFaucon
  • deFaucon аватар
  • гуру
  • спасибо: 35
Пани Барбара. "извини"
есть за что? :-)
#23 15 июнь 2012 11:15
Работает на Kunena форум