Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

Психоанализ

  • deFaucon
  • deFaucon аватар
  • гуру
  • спасибо: 35
Слово «психоанализ», так же, как и имя его создателя Зигмунда Фрейда, вероятно, знает весь мир. В основном, это знание представлено в виде фразы из одного фильма о том, что «Все, что происходит у нас в голове связано с сексом».
Это очень поверхностная и нечеткая формулировка идеи о сексуальной этиологии невроза, которая, совместно с открытием детской сексуальности, наделала наибольший, из всех идей Фрейда, скандал в обществе того времени.
Позже, в своем «Очерке истории психоанализа» Фрейд вспоминает, что, по крайней мере, трое выдающихся врачей того времени, Шарко, Брейер и гинеколог Хробак подавали ему эту идею, но высказанная вслух, она встретила враждебный прием. «Вокруг меня очень скоро образовалось пустое пространство» - пишет Фрейд в своем очерке. И там же он пишет о «знакомстве с горькими мыслями психоанализа». И действительно, судьба становления психоанализа, судьба самого Фрейда (болезнь, тяжелые операции, бегство из фашистского государства) ровно, как и истинные открываемые с его помощью не были просты.
#1 07 апр 2013 18:53
  • deFaucon
  • deFaucon аватар
  • гуру
  • спасибо: 35
Предшествие психоанализа

Несмотря на тот взрыв, который психоанализ произвел в обществе, он не был чем-то неожиданным и чужеродным, он явился закономерным продолжением опыта Европейской цивилизации.
В 14 веке в Италию, а затем и другие страны Западной Европы пришла эпоха Возрождения, противопоставившая средневековому мистицизму и абстрактной схоластике эксперимент и знания, полученные путем опыта над реальными объектами. Это было отражение поворота к внешнему миру и его законам, произошедшее в умах людей. Психоаналитики Ф. Александр и Ш. Селезник назвали это «Возвратом западного человека к реальности».
В медицине этот поворот проявился в отказе объяснять душевные болезни с помощью потусторонних вещей, таких как одержимость бесом или дьяволом. Душевная болезнь стала частью реальности, обладающей своими закономерностями, которые могли быть исследованы и причинами, которые следовало искать внутри самого человека.
Этот отказ от мистики в объяснении душевных процессов и был шагом к психоанализу Фрейда и современному психоанализу. Поэтому так забавно читать все еще иногда встречающиеся надписи на вывесках магических салонов, где через запятую идет перечисление: «магия, гадание, психоанализ».
Но у психоанализа есть так же и иррациональная сторона, это алогичность наших бессознательных процессов, не признающих течение времени, где нет причин и следствий, где желание абсолютно и отсрочка немыслима, где нет полутонов, а есть только черные и белые краски. Эту сторону еще предстояло открыть.
После Ренессанса идет эпоха Разума и Просвещения. Рациональный разум возведен на пьедестал. Он, практически, обожествлен. «Я мыслю, следовательно, существую»- заявляет Декарт. И это немудрено, соединение оформившихся в 17 веке двух методов познания дедуктивного - аналитического и индуктивного - эмпирического приносит ошеломляющий успех, давай огромный взлет науки и технологии.
#2 07 апр 2013 18:53 Последнее редактирование: 07 апр 2013 18:53 от deFaucon.
  • deFaucon
  • deFaucon аватар
  • гуру
  • спасибо: 35
В науке о душевных болезнях так же был большой прогресс, с душевнобольных начинают снимать цепи и пытаются лечить. В качестве метода исследования господствует классификация. Подход к изучению души тот же самый, что и подход к исследованию физического мира сугубо рациональный и механистичный. Но в тоже время, закладываются подходы к человеку, как к единому целому. Так у Спинозы нет деление человека на духовную и физические составляющую части (идея об этом разделение популярна и в наши дни), он рассматривается единым целым. Позже Фрейд будет доказывать, что психика рождается из тела.
Ближе всего к пониманию души, предвосхищая научные открытия, подходят писатели и поэты. Это пьесы Шекспира, описывающие глубокие душевные конфликты, не сводящиеся к логике рассудка и безумный мир фантазии, как бегство от невыносимой реальности в романе Сервантеса «Дон Кихот».
В начале 19 веке вера в светлое рациональное будущее уступила место разочарованию. Приходит понимание, что внутренний мир со всеми его движениями, конфликтами и чувствами не может быть зажат в рамки рациональной логики, человека нельзя заставить действовать «правильно» или «разумно», невозможно воспитать человека таким. Вопреки всему, страсти, в нем бурлящие, прорываются, иногда даже ценой угрозы жизни самого человека. Воздвигнутый идол Рационального был свергнут.
#3 07 апр 2013 18:54
  • deFaucon
  • deFaucon аватар
  • гуру
  • спасибо: 35
На сцену снова выходят различные мистические учения и способы лечения. Часть, из них являлась явным мракобесием и шарлатанством, а часть положила начало гипнотической технике – «крестной матери психоанализа».
В это период очень бурно развивается психиатрия. Составлены точные описания психических расстройств (многими их который продолжают пользоваться по сей день). Проводятся психиатрические исследования. Психиатры испытывают на себе действие наркотических средств, для того, чтобы понять природу психоза. Генерируется множество идей, часть их которых получать свое законченное оформление у Фрейда.
Психиатр Моро впервые указывает, что в сновидениях содержится ключ к пониманию психических нарушений и что, безумец «видит сны наяву». Фрейд использует эту идею в своем подходе к сновидениям.
Иоганн Хайнрот был убежден, что причиной душевного расстройства является «грех», против «личной совести». Оно говорил о «греховных мыслях, которые оскорбляют нравственное начало». Фактически, обозначая конфликт в душе невротика или, практически здорового человека, в душе которого разворачивается борьбу между желанием и запретом, «Оно» и «Сверх-Я» в терминологии Фрейда. Хайнрот же предлагает трехуровневую модель психики, которая могла бы быть прообразом фрейдовской структуры психического аппарата «Оно, Я, Сверх-Я).
Само бессознательное, как резервуар влечений, управляющих человеком и служащих двигателем его действий и, в конечном итоге, его судьбы, было наиболее ярко описано в работах Шопенгауэра. «Шопенгауэр утверждал, что интеллект не существует сам по себе, но подчиняется динамической и иррациональной силе, которую человек ощущает в виде чувств и желаний и которая называется «воля»…Именно ее безжалостная и иррациональная сила, а не пресвященный разум или мораль руководит миром».
#4 07 апр 2013 18:54
  • deFaucon
  • deFaucon аватар
  • гуру
  • спасибо: 35
Сам Фрейд «Очерке истории психоанализа» признает близость идей Шопенгауэра к другому фундаментальному понятию психоанализа «вытеснения», но говорит, то «только благодаря моей неначитанности, я имел возможность сделать это оригинальное открытие».
И даже метод свободных ассоциаций, который Фрейд применил для исследования бессознательных процессов в шутливой форме был представлен писателем Бёрне: «Возьмите лист бумаги и записывайте три дня подряд без фальши и льстивости все, что придет в голову. Пишите все, что думаете о себе, о ваших женах, турецкой войне, о Гете, о криминальном процессе Фукса, о дне великого суда, о ваших начальниках – и по прошествии трех дней вы будете страшно поражены и удивлены своим новыми невероятными мыслями. Вот оно искусство стать в три дня оригинальным писателем».
Сексуальность так же становится объектом исследований. Появляется множество работ, наиболее известная из них работа Рихарда фон Крафт-Эбинга, описавшего отклонение сексуального влечения. На связь сексуальности и психологии начинают обращать внимание.
Многие идеи, составившие впоследствии ядро психоаналитической теории, практически «витали в воздухе». Но понадобился прихоаналитический гений Фрейда, чтобы перевести их из виртуального «предсознательного» состояния в фактическую область «сознательного». И его смелость, что высказать эти идеи вслух.
#5 07 апр 2013 18:54
  • deFaucon
  • deFaucon аватар
  • гуру
  • спасибо: 35
Психонализ Фрейда

Психиатрический деятельность Фрейд начал с исследований лечения истерических заболеваний с помощью гипнотической техники. Он стажировался в Париже у Шарко, который один из первых стал считать истерические симптомы симптомами реальными, а не симуляцией.
Затем Фрейд возвращается в Вену и занимается гипнозом. Совместно с Брейром он публикует «Исследование истерии», где высказывают мысль, что их пациенты страдают от болезненных воспоминаний, столь тяжелых, что эмоции с ними связанные невозможно перенести, они заблокированы, а гипноз позволяет им выйти и разрядится.
Фрейд замечает недостатки гипноза, во-первых, не любого пациента можно загипнотизировать, а во-вторых, хотя и гипнотическая лечение дает облегчение симптомов, но через некоторое время симптоматика возвращается, иногда в другой форме.
Фрейд экспериментирует с приемами и, наконец, находит метод свободных ассоциаций. Когда он предлагает пациенту оставить сознательный контроль над словами и говорить все, что приходит ему в голову. Он считал, что когда контроль ослаблен, подавляемый травматический материал, подвергающийся вытеснению, будет выходить наружу в виде слов, воспоминаний, сновидений.
#6 07 апр 2013 18:55
  • deFaucon
  • deFaucon аватар
  • гуру
  • спасибо: 35
Постепенно, все ближе, шаг за шагом, такое ассоциирование будет подводить к той самой изначальной травме. Эмоции, разрещающиеся постепенно в словах, были менее бурными, чем при гипнозе и пациент был в сознании, что давало ему возможность не только заново отреагировать ситуацию, но и переосмыслить ее и смириться с ней, «проработать горе», как говорят современные психоаналитики. Эффект от этого был гораздо более устойчив, чем от гипноза.
Во многих случаях пациентки рассказывали Фрейду о сексуальных травмах детства, о соблазнении ребенка взрослым. Фрейд сначала с сочувствием относился к этим рассказам и даже выдвинул идею, что сексуальные травмы детства служат причиной истерии, но потом он понял, что эти рассказы не несут под собой реального основания. Осознание этого привело его к понятию «психической реальности», того фантазматического мира в котором живет пациент и сквозь призму которого видит мир реальный, а так же, к открытия детской сексуальности и сексуальных фантазий.
Истории соблазнения его пациенток были не чем иным, чем выражением их собственных детских сексуальных желаний, обработанной взрослой психикой. Он вводит этапы детской сексуальности и доказывает, что сексуальными перверсии имеют свои корни в фиксациям влечений (либидо) на этих стадиях. Он говорит так же, что первыми сексуальными объектами для детей являются его родители. Это не означает, что ребенок хочет полового акта с родителями до того момента, когда различие полов будет открыто, он хочет удовлетворение того сексуального желание, которое соответствует его текущему уровню психосексуального развития: орального, анального или фаллического.
#7 07 апр 2013 18:56
  • deFaucon
  • deFaucon аватар
  • гуру
  • спасибо: 35
Развитие человеческой сексуальности травматично само по себе, потому что в процессе развития ребенок должен признать и примириться со своей незрелость, неготовностью к взрослой сексуальности, он должен примириться со своей однополостью и отказаться от сексуальной любви к родителям, заменив ее любовью несексуальной, разрешив, таким образом, Эдипов конфликт – желание устранить родителя своего пола и занять его место рядом с родителем пола противоположного
Если же это не удается, то происходят фиксация на травме и ее навязчивое повторение, воспроизводство травмы с объектами, заменяющими родительские фигуры.
В процессе психоаналитического лечения, родительской фигурой становится фигура врача – это явление Фрейд назвал переносом.
Перенос проявляется в виде сопротивления и отказе следовать основному правилу - говорить все, что приходит в голову. И тогда терапевт, совместно с пациентом должны понять какие мысли и желания и препятствуют этому рассказу, что дает глубинное понимание, способов отношений сформированных с детства и их связи с текущими проблемами. Для того, что бы перенос мог использоваться, врач должен быть «белым экраном» для фантазий пациента или «зеркальной поверхностью, показывающей только то, что в ней отражается». Он не должен сообщать пациенту о своих чувствах, рассказывать о своем опыте и личной жизни, давать советы
Использование перечисленных идей отличает психоаналитическое лечение от любого другого. Сам Фрейд говорил, что лечение может называться психоанализом, если оно принимает следующие принципы: метод свободный ассоциаций, сексуальную этиологию неврозов, вытеснение и сопротивление, значение детской сексуальности.
#8 07 апр 2013 18:56
Спасибо сказали: Helda_Svanteson
  • deFaucon
  • deFaucon аватар
  • гуру
  • спасибо: 35
Современный психоанализ

Условие и темп жизни человека сильно изменились по сравнению с теми, когда создавался психоанализ. Человечество пережило большие потрясения. Войны, революции, трагедии огромного масштаба, которые не могли не отразиться на психической жизни человека, даже, через несколько поколений, оставляя незаживающую рану горя, которое не могло быть пережито.
Фрейд предлагал брать на лечение пациентов с конверсионным симптомами (к примеру, истерическими параличами), фобиями с навязчивыми ритуалами или мыслями, т.е. тех, чей душевный конфликт хорошо объяснялся с точки зрения конфликта влечения и запрета. Для более тяжелых пациентов классическая техника была менее подходящая и требовала подходов, о чем говорил сам Фрейд.
Проблемой современного человека становится депрессия – хроническое подавленное состояние, или человек жалуется на то, что не знает, кто он – какой он настоящий, он чувствует что, как будто, носит маску, он успешен, но часто не знает, зачем ему этот успех, он занимается сексом, не чувствуя близости и на место вины встает скука, особой проблемой становятся зависимости, как бегство от невыносимой тоски.
Во всех этих случаях конфликт влечений отягощен ранними потерями в отношениях с родительскими объектами, которые, не смогли «соблазнить ребенка на жизнь», вероятно в силы собственной депрессивности. Но даже с этими проблемами психоанализ может сейчас работать благодаря гениальным последователям Фрейда. Таким как М. Кляйн, Д. Винникотт, У. Бион, А. Грин и многие другие. Их школы не всегда и во всем были согласны друг с другом, но они давали подходы вырастали из огромного интереса к человеку и его душевным процессам.
Психоанализ никогда не ограничивался только стенами медицинских кабинетов. Еще во времена Фрейда, да сам Фред, объясняли с его позиций историю, антропологию, подходили с точки зрения психоанализа к литературным произведениям.
#9 07 апр 2013 18:58
  • deFaucon
  • deFaucon аватар
  • гуру
  • спасибо: 35
Психоанализ оказал огромное влияние на становление современной психотерапии (Один известный психолог сказал, что «все психологические движения 20 века были связаны с психоанализом, оно или возникали в русле психоанализа или создавались, как попытки психоанализ опровергнуть»).
Современная Западная культура, философия и искусство пронизаны идеями психоанализа настолько сильно, что его идеи используются даже в рекламе. Психоанализ в ходу, хотя его идеи все так же вызывают скандалы и возмущение.
Даст ли когда-нибудь психоанализ человечеству то, что сейчас может дать конкретной личности, а именно: понимание своих желаний, но и умение их отсрочивать, обретение своего места в жизни и в череде поколений собственной семьи, всего того, что называется пониманием себя? Вряд ли… но кто знает точно?
#10 07 апр 2013 18:58
  • deFaucon
  • deFaucon аватар
  • гуру
  • спасибо: 35
Источники:

1. Алексадер Ф., Селезник Ш. «Человек и его душа: познание и врачевание от древности до наших дней».
2. Качалов П.В., лекции по клиническому психоанализу в институте им. Сербского.
3. Лейбин В.М., Психоанализ (учебник).
4. Потапова В.А., лекции по клиническому психоанализу в институте им. Сербского.
5. Фрейд З. «Очерк истории психоанализа»
6. Фрейд З. «Советы врачам при ведении психоаналитического лечения»
7. Фрейд З. «Три очерка по теории сексуальности».
#11 07 апр 2013 18:58
  • deFaucon
  • deFaucon аватар
  • гуру
  • спасибо: 35
Кстати, астро - ты знаешь Андре Грин помер?
Как раз где-то год назад...
#12 07 апр 2013 19:04
  • астро
  • астро аватар
  • давно я тут
  • спасибо: 9
не, Ел, не знаю. Я особо за такими вещами не слежу.
Спроси меня- жива ли Мелани Кляйн, я серьезно задумаюсь:)))

жаль, маджа тему удалила,мэжно было бы копирнуть оттуда немного.
#13 07 апр 2013 20:45
  • deFaucon
  • deFaucon аватар
  • гуру
  • спасибо: 35
астро пишет:
не, Ел, не знаю. Я особо за такими вещами не слежу.
Спроси меня- жива ли Мелани Кляйн, я серьезно задумаюсь:)))

жаль, маджа тему удалила,мэжно было бы копирнуть оттуда немного.
я на семинаре была по его работам...
там и узнала, так-то я тоже не служу....
#14 07 апр 2013 21:54
  • фил
  • фил аватар
  • новичок
Психоанализ - это многозначительный термин. Часто бывает достаточно самоидентификации в обществе, своего значения. Медицина имеет более широкое толкование.
#15 13 фев 2014 01:06
Работает на Kunena форум